Директор поэзии
«Дант, когда ему нужно, называет веки
глазными губами… Итак, страданье
скрещивает органы чувств, создает
гибриды, приводит к губастому глазу».
Осип Мандельштам «Разговор о Данте».
Однажды в студеную зимнюю пору примчался в наш 
знаменитый журнал один псих лохматый, никому не 
известный автор, лет тридцати или около этого. Роман 
принес. В стихах! Моя, говорит, фамилия — Пушкин. 
А я ему говорю: это все уже было! с такой фамилией 
теперь можно стать кем угодно, только не поэтом! Очень 
даже распространенная фамилия! Лично я четырех Пуш- 
киных знаю — все инженеры! К нам тут, гражданин 
Пушкин, одних Есениных пять штук ходит, три Лермон- 
това и двадцать три Державина. 
А он мне так нахально свой роман в стихах тычет. Ну 
псих какой-то! Поэму, и ту читать противно, если стиха- 
ми написана. А тут роман — по 14 строк в каждой стро- 
фе. С ума сойти! Сколько строк в романе — все на 14 
делятся без остатка! Онегинская строфа называется! 
Я, конечно, не хуже других Пушкина изучал… Но лично, 
живьем так сказать, встретился с ним впервые.  
И не произвел он на меня никакого хорошего впечат- 
ления. На портретах — одно, а в жизни — совсем другое. 
И совершенно я его не узнал! Так себе человек, ничего 
особенного. Но ужасно много из себя воображает! Плю- 
гавенький такой, низенький, глазки навыкате, носище 
ноздреватый (вдобавок еще и крючком!) — все твои 
мысли так и вынюхивает. Настроение этот автор может 
испортить запросто. Даже в душу плюнуть при случае. 
Поперек ничего не скажи! 
Например, вошел он в мой кабинет — как ветром 
внесло… и дверь за собой не закрыл! Тоже мне гений! Я 
эту наглую породу знаю, я их терпеть не могу! Но я ему 
вежливо так говорю: «Автор, закройте дверь — дует!» 
Так он, представьте, ногой дверь как лягнул — она 
три раза подряд закрылась! 
Я ему вежливо так говорю: «Автор, что это вы ногами 
дверь закрываете? Мы здесь таких громких авторов не 
очень-то любим…» 
А он мне грубо так отвечает: «А мне и не надо, чтоб 
вы меня любили… мне надо, чтоб вы меня печатали»! 
Тьфу! От его хамского такого высказывания мне 
прямо всю душу разворотило. Стал я весь целиком 
содрогаться от этой контузии. И вдруг нашло на меня 
предчувствие, что все это — не к добру! В ту секунду вся 
моя трудовая жизнь пронеслась в голове. 
Был я передовой швеей-мотористкой, потом контро- 
лером пододеяльников, так черт меня дернул связаться 
с этой редакцией! Писал бы себе свою гражданскую 
и философскую лирику, иногда бы печатался, издавал- 
ся — колоссальная прибавка к зарплате и главное — 
никаких врагов! 
Тут как тут гнусные, зверские, подлые рожи моих вра- 
гов заполнили весь кабинет тесными рядами — как на 
школьных фотографиях: кто повыше — на полу стоит, 
а кто пониже — сзади на табуреточках. И так их мерзав- 
цев много — аж стены и потолок прогибаются, как рези- 
новые. Враги — они и есть враги, самые натуральные: 
ни слова не говорят, уважительно так улыбаются, а всем 
своим видом показывают, что я — графоман и серость, 
работаю директором поэзии, чтобы директоры всех дру- 
гих отделов поэзии меня печатали — за то, что я их тоже 
печатаю. А хитрый Пушкин все это видит и ни гугу, — 
мол, сам эту кучу врагов расплодил — сам и меры прини- 
май, а я, Пушкин, тут ни при чем, я — выше твоей грязи, 
меня эта мерзость никак не касается. 
Тоже мне гений! А я за свою зарплату его роман в сти- 
хах должен читать и ему отказывать в очень мягкой, ува- 
жительной форме, чтобы он, Пушкин, довольный ушел 
и даже очень счастливый! 
И я так вежливо ему говорю: «Автор, оставьте свою 
рукопись в отделе, мы ее зарегистрируем и месяца через 
два дадим вам подробный ответ». Но ничего такого мы 
не печатаем. Нам вообще в номере на всю поэзию дают 
шесть полос! Может, к директору прозы зайдете? Им на 
романы по двадцать листов дают, если вещь острая 
и современная! 
— Ни в коем случае, — говорит Пушкин, — не пойду 
к директору прозы! У меня вещь стихами написана! 
И вы меня ни в какую прозу не посылайте! 
— Ну, ладно, — говорю. — Не хотите — не надо! Я же 
думал как лучше! Вася, зарегистрируй рукопись автора! 
— Есть! — говорит Вася, мой заместитель. — Ваш 
номер, товарищ Пушкин, 1234567890 — один миллиард 
двести тридцать четыре миллиона пятьсот шестьдесят 
семь тысяч восемьсот девяносто! 
И ушел этот Пушкин — как ветром сдуло! И опять, 
стервец, дверь за собой не закрыл! Стал я из любопыт- 
ства романчик его проглядывать. Ну, какой — думаю! — 
псих в наше время романы в стихах строчит? Читаю 
строк двадцать выборочно… Аккуратненько так написа- 
но, гладенько, рифмочки правильные, кое-где даже 
острые мысли попадаются, черт побери! Но я начеку 
и все время чувствую — это уже где-то было… это мне 
что-то напоминает, очень и очень даже знакомое! 
— Вась! — говорю своему заместителю, — прочти-ка 
пару строк этого психа! По-моему, это что-то напомина- 
ет?
— Да… — говорит Вася. — Но что?.. Что именно? 
Сказать не могу! Вот если под Пастернака или под ту же 
Цветаеву — это я чую мигом! Это я с ходу рублю безо 
всяких! А тут… что-то очень и очень даже знакомое… 
как в лесу родилась елочка… Но что? Сплошной туман 
забвения! 
Тут прискакала одна поэтесса, тоже директор теку- 
щей критики, заглянула в рукопись и говорит: 
— Да что вы голову себе ломаете? Ведь на каждой 
странице ударения неправильные — как в Одессе! И гла- 
дью написано, и рифма несовременная, теперь так стро- 
чит каждый графоман! А уж если говорить о ритме, так 
мне это очень напоминает «Интернационал»: Мой дядя 
самых честных правил… Вставай проклятьем заклей- 
менный… Лично я в таких случаях выбираю 5—10 про- 
сто неграмотных строк и советую посещать литстудию. 
Так я и сделал! Сдуру — ответ подписал и отослал по 
почте! Черт меня дернул эту пакость подписывать! 
Я вообще никогда ничего не подписываю малоизвест- 
ным авторам! Это всегда делает мой заместитель. 
А через год… издали этого Пушкина в Худлите — по 
безлимитной подписке, миллионными тиражами — 
и весь разошелся! Весь роман в стихах — без никаких 
поправок! Враги мои подлые, мерзкие проникли 
в редакцию и прямо на стол мне положили! И тут 
меня — как молнией ударило! Я мигом вспомнил — мы 
ведь еще в школе его проходили! Ну как же! Мой дядя 
самых честных правил / Когда не в шутку занемог / Его 
лошадка снег почуя / Плетется рысью, как-нибудь! И так 
далее… 
Господи, чего только не бывает в нашей бессонной 
творческой работе? Но Пушкин-то! Хорош гусь! Как 
разыграл?! Прямо-таки весь материализовался! Через 
сто сорок восемь лет! Вот тут, у этого шкафа стоял, в уце- 
ненном таком плащике. Руки — крестиком, ноги — кре- 
стиком! 
А Васька, сволочь, нашел в архиве копию моего отве- 
та… доказал, что подпись — моя, подлинная, и сел на 
мое место, премии получает и вдобавок везде печатает- 
ся! 
Лично на Пушкина у меня нет зла никакого, ну ни 
капельки, ни вот столько! Он же гений! А у гениев — 
всяческие причуды, они обожают розыгрыш… Это всем 
известно. 
Однако, вот интересный какой поворот. Я недавно в 
одном доме встретился с одним автором, который сов- 
сем не печатается, но многие классики очень его уважа- 
ют и состоят с ним в приятельских отношениях. Так вот 
этот автор устроил мне личное знакомство с Гоголем — 
за рюмкой чая! 
Мы с этим Гоголем договорились, что распечатаем 
его прозу — как стихи, построчно! Как такие стихи, 
только без рифмы. Сейчас многие так пишут. Чуден 
Днепр / При тихой погоде/ Когда вольно и плавно… 
и тыр-пыр. 
Этот Гоголь отправится к Ваське — и одурачит мер- 
А что? В нашем бессонном творческом деле и не 
Мне еще с Пушкиным здорово повезло! А представь- 
завца! Вот будет номер, когда уговорит он Ваську напе- 
чатать в нашем журнале этого Гоголя строк 200!.. 
такое бывало! Один поэт даже стихи Ахматовой под 
своей фамилией пробил, сделав ей мелкую правку. 
те, что было бы, если б я его тогда тиснул у нас в журна- 
ле с доброжелательной врезкой кого-нибудь из членов 
редколлегии или с дружеским напутствием кого-нибудь 
из культовых звезд?!. Страшно подумать!!! 
Вот и конец этой жуткой истории. Но у меня есть еще 
и похлеще! 
1985 










